Обслуживаемый атомайзер. Виды и возможности
Обслуживаемый атомайзер – это парообразующее устройство, главным отличием которого является возможность смены фитиля и нагревательного элемента. Обычно в роли последнего выступают спирали из проволок нихрома, фехрали, нержавеющей стали… От конструкции атомайзера и установленных в нем спиралей напрямую зависят тип затяжки, вкусопередача и режим парения.
время прочтения - 15 мин.
Самой главной частью в конструктиве любого атомайзера является испарительная камера, которая состоит из базы и купола. Именно в базу устанавливаются спирали и для комфортной эксплуатации она должна отличаться не только производительностью, но и удобством. При выборе атомайзера надо обращать внимание на конструкцию стоек в базе – это те элементы, в которые устанавливаются ножки спиралей. От них и от количества свободного пространства в базе зависит то, насколько массивные койлы можно использовать с этим атомайзером. Разновидностей стоек придумано уже огромное количество. Есть удобные и популярные стойки в стиле velocity, получившие свое название от одноименного RDA атомайзера, стойки в виде сендвич-панелей, прижимающие ножки спиралей не торцевой частью винта, а сплошной пластиной. Существуют и бесстоечные варианты, где ножки спиралей опускаются на дно базы и закрепляются винтами. Пытаться здесь перечислить все виды стоек не имеет смысла, иначе статья наскучит вам уже через 15 минут чтения. Можем лишь сказать, что, как показывает практика, каждый вид стоек находит своего приверженца, это дело вкуса и сноровки.
Купол - вторая неотъемлемая часть испарительной камеры атомайзера. В RTA и GTA атомайзерах она представляет из себя стальной кожух, которым закрывается база с установленными спиралями. Сверху располагается паропровод, который ведет к дрип-типу или, по-другому, мундштуку. В RDA и RDTA атомайзерах купол представляет из себя одеваемый сверху базы кожух, называемый в простонародии "юбкой". Паропровода в ней нет и вместо него сверху находится сразу дрип-тип. Есть не очевидные с первого взгляда, но уже проверенные временем факты о куполе. Например, чем он меньше по размеру, тем вкуснее вырабатываемый пар. Этому же способствует и отсутствие каких-либо граней и острых углов внутри купола.
По общему конструктиву атомайзеры подразделяют на несколько типов:
RTA (Rebuildable Tank Atomizers) - самый распространённый тип, представляющий из себя парообразующее устройство с нижним расположением базы. По объему бака, типу обдува спирали и способу заправки RTA может быть любого вида. Паропровод в основном зависит от общей длины атомайзера и, как правило, бывает достаточно длинным.
RDA (Rebuildable Drip Atomizers), среди вейперов называемый как «дрипка». Отличается открытым доступом к испарительной камере и по сути, состоит главным образом из неё. Под съёмным куполом находится сразу нагревательный элемент и фитиль из хлопка, концы которого опускаются в небольшие ванночки для жидкости. Благодаря полному отсутствию паропровода обеспечивается наиболее яркая вкусопередача, пар при этом получается горячим. В этом и заключается основная фишка RDA атомайзера. Хотите ощутить истинный вкус вейп-жидкости, парьте её на дрипке. Но в противовес этому есть и минусы, а именно - сложность в отслеживании оставшейся в ванночке жидкости, необходимость в частой дозаправке и неудобство транспортировки из-за отсутствия бака. Производители стараются увеличить объём ванночки таких устройств, делая дрипки-непроливайки, но той же автономности и удобства, как с RTA и GTA атомайзерами, ожидать не стоит.
Здесь отдельно можно выделить сквонк-устройства. У каждого атомайзера есть на дне базы плюсовой пин коннектора. У сквонков этот пин сделан полым и имеет отверстие, через которое подаётся жидкость снизу вверх из специальной мягкой бутылочки, располагающейся в сквонк-моде. Достаточно нажать на неё и хлопок уже смочен.
RDTA (Rebuildable Dripping Tank Atomizers) - результат работы конструкторов, пытавшихся объединить удобство RTA и производительность RDA, что, в принципе, у них и получилось сделать, но с некоторым нюансом. Главная особенность RDTA – это верхнее расположение базы. По сути, это та же дрипка, но с баком в нижней части. Вкусопередача очень высокая, но то, что резервуар с жидкостью находится под испарительной камерой, сильно усложняет установку хлопкового фитиля. У него должны быть длинные концы, погружённые в жидкость, желательно до дна. Для неопытного пользователя это может доставить хлопот, потому что не всегда удаётся добиться правильной подачи жидкости к спирали. Неравномерное смачивание приводит к сгоранию хлопка и образования «гарика» при затяжке. Этот недостаток для многих пользователей перечеркивает достоинства данного типа атомайзера.
GTA (Genesis Tank Atomizer) - одна из последних и, пожалуй, самых удачных разработок. GTA атомайзер по всем параметрам схож с RTA, с одной лишь разницей в том, что база располагается в центре бака, а обдув спирали может быть исключительно нижним. Паропровод присутствует, но длина его сильно сокращена, за счёт чего достигается более высокая вкусопередача, чем в RTA атомайзерах. Концы хлопкового фитиля в GTA должны быть чуть длиннее, но не так как в RDTA, так что с поступлением жидкости к спирали проблем нет.
Genesis или на сленге вейпера «Гена» - класс атомайзеров, давно существующий в вейпинге и являющийся по своей сути прородителем RDTA. По конструктиву он такой же, с верхним расположением базы и нижним расположением бака с жидкостью. Принципиальное отличие данного типа атомайзеров – это использование специальной сетки классификации MESH вместо хлопкового фитиля. Настройка и запуск Генезиса требует опыта и знаний и точно не подойдет для неопытного пользователя. Тем не менее, этот тип атомайзеров до сих пор находит своих фанатов и обусловлено это отличными показателями вкусопередачи и весьма долгим сроком службы сетки. Если хлопковый фитиль требует частой смены, то сетку надо менять всего раз в несколько месяцев. Парение на «гене» отличается от других типов атомайзеров. Не только за счет высокой и четкой вкусопередачи, но и в виду другой структуры пара, вырабатываемой генезис-атомайзером.
Одна из важнейших характеристик атомайзеров – это количество устанавливаемых спиралей. Чем их больше, тем выше парообразование. Обычно бывают односпиральные и двухспиральные атомайзеры, а также универсальные варианты с поддержкой как одной, так и двух спиралей. Отдельно стоит отметить устройства, работающие на нагревательном элементе в виде сетки. Вкусопредача на таких устройствах выше за счет большей площади испарения, но срок службы сетки меньше в сравнении со спиралью.
Атомайзеры разделяются на два основных вида затяжки – тугую сигаретную (MTL) и свободную кальянную (DL). И перед покупкой надо сразу определиться, под какую затяжку Вы хотите приобрести устройство, поскольку универсальных вариантов практически не бывает. Все потому, что тугая затяжка требует установки одной мелкой спирали и соответствующего обдува, свободной же затяжке нужна одна или две крупные спирали и большой обдув. И не смотря на возможность регулировки подачи воздуха, одно к другому подойти не может, поскольку конструкция базы у обоих вариантов сильно различаются. Это касается и жидкости, так как для разных типов затяжки нужна жидкость с разным соотношением компонентов, о чем мы писали в статье о правилах выбора жидкости.
Что касается обдува, то это еще одна немаловажная особенность обслуживаемых атомайзеров. Речь об отверстиях, через которые воздух, попадая в базу, обдувает спираль. Одним из самых производительных и «вкусных» считается нижний обдув, так как воздух равномерно обдувает всю поверхность нагревательного элемента. Но при нём возможны протечки жидкости, особенно при слишком низко установленной спирали и неправильно уложенном хлопке. Боковой обдув, соответственно, обдувает спираль сбоку. Протечек при таком варианте практически не бывает, но на отверстиях забора воздуха периодически может образовываться конденсат. Вкусопередача при боковом обдуве, как правило, слегка уступает нижнему. Верхний же обдув в «чистом» виде встречается только на атомайзерах с сетчатым нагревательным элементом, поскольку вкусопередача на них довольно высока. Верхний обдув для атомайзеров на спиралях будет абсолютно неуместной, поскольку сильно скрадет вкус жидкости. При верхнем обдуве протечек жидкости, как правило, не бывает.
Вышеописанные виды обдува являются основными для атомайзеров, но существует и множество разновидностей, где один вид комбинируется с другим. Например, нижнебоковой обдув, где спираль обдувается частично снизу и частично сбоку. Вкусопередача при этом бывает чуть лучше, чем у классического бокового обдува, а возможность протечки жидкости снижается, поскольку отверстие обдува находится не прямо под спиралью. Существует также и верхнебоковой обдув, а также 3D обдув, где спираль обдувается сразу с трех сторон – снизу и с двух боков. Сказать однозначно, какой вид обдува подойдет тому или иному человеку, конечно же невозможно. Это дело вкуса каждого и пока не будут испробованы все варианты, человек и сам не узнает ответа на этот вопрос.
Обдув спирали тесно взаимосвязан с видом забора воздуха и типом атомайзера. Забор воздуха – это то, с какой части атомайзера забирается воздух для дальнейшего обдува спирали. Выделяют три основных вида – нижний, боковой и верхний. Здесь важно не путать забор воздуха с обдувом спирали. При нижнем воздух забирается с нижней части атомайзера и далее по шахте поступает к спирали снизу, сбоку или одновременно с обеих сторон. Боковой обдув, соответственно, забирает воздух сбоку и, как правило, также сбоку поступает на спираль. Верхний же забор воздуха называется на сленге вейпера «непроливайка». При нем протечки жидкости полностью исключены. Воздух забирается с верхней части атомайзера, проходит по шахте и, как правило, обдувает спираль сбоку или снизу.
Почему обдув спирали взаимосвязан не только с видом забора воздуха, но и с типом атомайзера? Все дело в конструкции устройства. Например, RTA и RDA атомайзеры могут иметь все вышеперечисленные виды обдува спирали и воздух может забираться также со всех сторон. А вот RDTA в виду наличия бака в нижней части, не может иметь нижнего забора воздуха и, как правило, он бывает боковым. Обдув же на RDTA может быть как нижним, так и боковым. У GTA атомайзеров в виду нахождения базы в центре бака, не может быть бокового или верхнего забора воздуха. Он только нижний, как и обдув спирали.
Кроме основного конструктива, на комфорт в использовании влияют и внешние детали. Самым существенным является способ заправки жидкостью. Некоторые RDA позволяют делать это, не снимая купола, прямо через дрип-тип. RDTA баки обычно имеют не очень удобную заправку через отверстие на дне базы или же более удобную через боковое отверстие под специальным кольцом. Если же это сквонк-система, то заправка RDA и RDTA атомайзеров, как и описывалось выше, производится через сквонк-мод, что сильно упрощает этот процесс. RTA системы обычно заправляются либо через крышку, либо через боковое отверстие, спрятанное под кольцом. GTA же только через крышку. При этом крышки бывают с разным креплением. В основном их два вида – это стандартная резьба или же байонет система с полуобортным соединением. Последний, безусловно, удобен, поскольку доступ к отверстиям заправки можно получить лишь слегка повернув крышку. Когда-то старые версии атомайзеров были снабжены нижней заправкой, где для доступа к баку необходимо было открутить и вынуть базу, что было крайне неудобно, в виду чего такая система со временем изжила себя.
Некоторые детали атомайзера могут быть не столь очевидны для начинающего пользователя. Например, стальные пластины с определенным промежутком на куполе или нижней части RDA атомайзеров. Они выполняют роль радиатора, то есть не дают перегреваться атомайзеру или моду и способствуют охлаждению пара. Материал дрип-типа так же влияет на нагрев, о чем мы писали в соответствующей статье. Возможность смены дрип-типа позволяет менять его на любой другой аналогичного формата. Бороздки по краям крышки позволяют улучшить захват и последующее откручивание. Позолоченный центральный пин коннектора улучшает токопроводимость. Кольцо на отверстии забора воздуха позволяет регулировать его подачу, тем самым давая возможность настроить тугость затяжки и частично повлиять на вкусопередачу.
Срок службы обслуживаемых атомайзеров, при правильном использовании, довольно большой. Например, в команде нашего магазина есть ребята, которые благополучно пользуются своим любимым «бачком» уже несколько лет. «Слизанные» со временем болтики в стойках легко заменить на новые и, пожалуй, единственное слабое место атомайзеров с баком – это стеклянная колба, которая при случайном падении может разбиться. Хоть и большинство атомайзеров и имеют запасную колбу в комплекте, но потеря колбы и последующая чистка устройства от осколков стекла может существенно раздосадовать пользователя. Благо, для защиты колб были придуманы специальные резинки под название вейп-бенд, которые могут защитить устройство при падении, смягчив удар.
В этой статье мы постарались максимально подробно и внятно раскрыть тему обслуживаемых атомайзеров. Конечно, информации получилось много и всё вышеперечисленное может поставить в тупик неопытного пользователя при выборе парообразующего устройства. Если Вы теряетесь в многообразии атомайзеров, то рекомендуется прочитать следующую статью о том, как выбрать обслуживаемый атомайзер.