Клиромайзеры. Что это и как выбрать?
время прочтения - 12 мин.
Что такое клиромайзер?
Клиромайзер – это разновидность парообразующего устройства, который является элементом электронной сигареты. Его название происходит от английского слова Clear, что в переводе означает чистый. Такое название обусловлено тем, что ранее, до появления клиромайзеров, существовали только картомайзеры, которые были заполнены синтепоном, удерживающем жидкость в резервуаре. Срок их службы был недолгим, так как синтепон быстро терял способность к впитыванию, а уровень жидкости в резервуаре никак не визуализировался. Это приводило к частым подгораниям синтепона. С появлением же клиромайзеров удобство использования и срок службы существенно увеличились, поскольку резервуар в них не имеет никаких наполнителей, а уровень жидкости легко контролируется благодаря прозрачным или полупрозрачным колбам, сделанным из пластика или же стекла. Состоит клиромайзер из испарительной системы и бака для заправки жидкостью.
Испарительная система
Важная часть клиромайзера — испаритель. Он состоит из фитиля и нагревательного элемента в виде спирали или сетки. Материалом для фитиля в современных парообразующих устройствах выступает органический хлопок. Он облегает спираль изнутри, а сетку, как правило, снаружи, пропитывается жидкостью из бака и доносит ее до нагревательного элемента, который преобразует ее в пар. Испарительная система подвержена износу, поэтому периодически ее нужно менять. И тут можно выделить несколько типов клиров:
Со встроенным испарителем — по своей сути одноразовое устройство, сделанное из пластика. Его можно перезаправлять жидкостью, но сменить испаритель нельзя, а значит, при его выходе из строя устройство целиком утилизируется. Стоят такие клиромайзеры недорого и позволяют пользователю не заморачиваться со сменой испарителя.
Со сменным испарителем — самый распространенный вариант, поскольку в эксплуатации обходится дешевле. Вы просто покупаете заводские испарители и меняете их с определенной периодичностью — новый клиромайзер при этом покупать не нужно. Парообразующие устройства с системой сменных испарителей делаются, как правило, не из пластика, а из стали и стекла. Это улучшает качество парения в виду отсутствия в конструктиве клея и прочих химических компонентов, которые могут вступить в реакцию с жидкостью.
С возможностью обслуживания — клиромайзеры с системой сменных испарителей, имеющие возможность установки RBA базы вместо испарителя, что позволяет пользователю самостоятельно устанавливать спираль и хлопок, подбирая таким образом оптимальные для себя настройки для баланса вкуса и количества генерируемого пара. Этот вариант также позволяет существенно экономить на расходниках, поскольку спираль и хлопок стоят в разы дешевле, чем заводской испаритель. Однако установка намотки требует определенной сноровки, затрат времени и более глубокую погруженность в тему.
Испарители клиромайзеров, рассчитанных под свободную затяжку, работают на сопротивлении менее 1 Ома (сабом). Это позволяет достичь большего количества пара и лучшей передачи вкуса. Но для таких испарительных систем требуется больше мощности и, соответственно, аккумулятор в батарейном блоке должен быть высокотоковым. Существуют и маломощные, не сабомные испарители, рассчитанные под тугую затяжку. В них сопротивление спирали составляет более 1 Ома. Расход жидкости и парообразование при этом не высоки, как и требования к токоотдаче аккумулятора.
Ранние клиромайзеры имели верхнее расположение испарителя, что позволяло получать более горячий пар и хорошую накурку за счет короткого паропровода. Фитили таких испарителей имели длинные концы, опускающиеся до дна бака, что не всегда позволяло хорошо справиться с подачей жидкости к спирали. Испарители же в современных клиромайзерах чаще всего располагаются снизу. Благодаря такой конструктивной особенности нагревательный элемент в них постоянно смочен жидкостью, что минимизирует риск появления привкуса гари из-за подгорания хлопка.
Срок службы
Здесь сразу хочется отметить, что определенного срока службы испарителя нет. Как правило, при стандартном использовании, хватает его от недели до двух, после чего начинают появляться признаки, информирующие пользователя о необходимости его замены — привкус гари, подтеки и «плевки», изменение цвета жидкости в баке, плохое парообразование. Неправильная эксплуатация и пренебрежение инструкцией по пользованию могут существенно снизить срок службы испарителя или же вовсе вывести его из строя при первых же затяжках. Также на срок службы влияют частота использования устройства и используемая жидкость.
Правила эксплуатации
-
Новый испаритель нужно обязательно пропитать жидкостью. Сделать это несложно — просто закапайте небольшое количество жидкости во все те места, где виден хлопок, установите испаритель на место, залейте жидкость в бак и подождите около 10 минут для полной пропитки хлопка.
-
На клиромайзере с испарителем, рассчитанным под свободную затяжку, необходимо делать максимально глубокие затяжки сразу в легкие. Если же испаритель рассчитан под тугую затяжку, то затяжки должны быть медленными, с забором пара сначала в ротовую полость, а затем вдыханием в легкие — подобно курению сигарет. Между затяжками должны быть небольшие перерывы, чтобы фитиль испарителя успевал подавать жидкость к нагревательному элементу.
-
В баке всегда должна быть жидкость. Не стоит допаривать до последней капли, иначе хлопок попросту сгорит.
-
Для каждого типа затяжки существуют свои испарители: для свободной — низкоомные, для тугой — с повышенным сопротивлением. Попытка парить низкоомные испарители на тугой затяжке приведет к перегреву и подтекам жидкости, а свободная затяжка на испарителе с повышенным сопротивлением заставит нагревательный элемент захлебнуться в жидкости, что также даст подтеки и «плевки» горячей жидкостью в ротовую полость.
-
Никогда не оставляйте устройство на холоде или жаре. В первом случае жидкость сильно загустеет и не будет поступать должным образом на нагревательный элемент, что приведёт к сгоранию хлопка. А на жаре она может стать слишком жидкой и вытечь из воздушных каналов. В холодное время года рекомендуется носить устройство во внутреннем кармане.
-
При выборе жидкости необходимо учитывать соотношение компонентов в нем. Для свободной затяжки подходят жидкости с содержанием глицерина от 60% и выше, а для тугой затяжки глицерина в жидкости должно быть от 40 до 60%, не больше.
Нагревательные элементы
-
Спираль. В основном делается из проволоки фехраль (кантал) или нихром и подходит для использования на стандартном Вариватт режиме. Для режима температурного контроля спираль делается из никелевой, титановой или нержавеющей проволоки. Последняя считается универсальной и подходит для обоих режимов работы. Материал спирали, количество витков, их диаметр и диаметр проволоки влияет на то, какого сопротивления получится спираль. Для свободной затяжки, как правило, используется крупная спираль или сразу несколько спиралей, которые располагаются в испарителе вертикально. Для тугой же затяжки спираль бывает небольших размеров. Располагаться в испарителе она может как вертикально, так и горизонтально. Эталоном для тугой затяжки считается именно горизонтальное расположение, которое выигрывает у вертикального во вкусопередаче.
-
Сетка. Появилась в вейпинге относительно недавно и завевала большую популярность в виду очень высокой вкусопередачи и обильного парообразования. Это специальная сетка классификации MESH с мелкими или крупными ячейками, которая, располагаясь в испарителе вертикально, полностью облегает хлопковый фитиль, имеет высокую капиллярность, быстро и равномерно нагревается, что вкупе позволяет вырабатывать качественные клубы пара. Такая сетка может иметь различное сопротивление и используется в испарителях как под свободную затяжку, так и под тугую.
Количество нагревательных элементов в испарителе влияет на количество вырабатываемого пара. Но чем их больше, тем больше потребление жидкости и расхода заряда аккумулятора.
Сеточные испарители превосходят по обилию пара и вкусопередаче испарители на спиралях, но служат чуть меньше по времени.
Коннектор
Существует два основных типа коннекторов, которые соединяют клиромайзер с батарейным блоком — eGo и 510. По своей сути, eGo тоже имеет 510-е резьбовое соединение, но в дополнение к нему оснащается еще и «юбкой» с внутренней резьбой. Большинство современных устройств создаются под 510 формат, а eGo считается устаревшим, хотя и для него довольно распространены переходники на 510 коннектор и наоборот.
Резервуар для жидкости (бак)
Средняя емкость бака современных клиромайзеров составляет 3-4 мл. Но существуют баки как большего, так и меньшего объема. Если вы используете девайс под свободную затяжку, то жидкость будет испаряться быстрее. Поэтому для вашего же удобства желательно использовать более объемные баки, чтобы не тратить время на частые дозаправки. На маломощных же устройствах хватит и 2 мл объема.
Заправка жидкостью
Исторически так сложилось, что ранние клиромайзеры имели только нижнюю заправку и для ее осуществления необходимо было отсоединять клиромайзер от батарейного блока и разбирать устройство. Это был не особо удобный способ заправки и долго он не просуществовал. С 2015 года массовое распространение получили клиромайзеры с верхней заправкой, где необходимость откручивания от батарейного блока отпала. Для заправки достаточно было лишь открутить крышку бака. После появились еще более простые решения, где и крутить ничего не нужно, а для доступа к отверстиям заправки достаточно лишь сдвинуть крышку в бок.
Регулировка подачи воздуха
Функция регулировки подачи воздуха с помощью airflow-кольца позволяет выбрать оптимальную для пользователя силу затяжки. Доступна она на большинстве современных клиромайзеров и работает следующим образом: кольцо с отверстием, прорезью или несколькими прорезями имеет ход как по часовой стрелке, так и против нее. Под кольцом располагаются отверстия разного диаметра или же продолговатая прорезь.
Двигая кольцо можно приглушить или напротив открыть отверстия, что повлияет на тугость затяжки, количество производимого пара и показатели вкусопередачи. Для свободной затяжки нужны широкие отверстия, а для тугой — узкие. Не стоит забывать, что приглушив максимально подачу воздуха на испаритель, предусмотренный под свободную затяжку, парить на тугой не получиться, ибо он на это не рассчитан, как и не рассчитан испаритель под тугую затяжку на большой обдув.
Расположение airflow-кольца тоже имеет значение. Нижнее расположение, у основания клиромайзера считается стандартным, но если кольцо расположено в верхней части устройства, т.е. выше в сравнении с расположением испарителя — это говорит о том, что клиромайзер относиться к классу «непроливаек». Это хитрая конструкция, при которой воздух забирается сверху, проходит по боковой шахте вниз и обдувает спираль сбоку или снизу. При такой конструкции подтеки жидкости практически полностью исключены, как и наличие конденсата на отверстиях забора воздуха.
Дрип-тип
Или по-простому — мундштук. Практически на всех современных моделях этот элемент клиромайзера является сменным. Различают два основных типа посадочного места — 510 и 810. Их различие в диаметре. Например, для сабомных устройств важно иметь возможность втянуть как можно больше пара, поэтому в них используется 810 посадочное место. Для тугой же затяжки наоборот важно, чтобы отверстие паропровода не было чрезмерно широким, поэтому в MTL клиромайзерах используются 510-е дрип-типы. Отличаются дрип-типы не только посадочным местом и внешним видом, но и материалом изготовления и даже дополнительным функционалом. Каждый из них имеет свои преимущества и если вы хотите узнать о них подробнее, то рекомендуем прочесть статью, посвященную дрип-типам. Да, такая у нас тоже есть. =)